Социально-гигиенический «портрет» доноров и оценка их мотивационных предпочтений к сдаче крови

Ижевская государственная медицинская академия

Служба крови относится к областям медицины, без развития которых трудно представить существование и успешную деятельность таких видов специализированной помощи, как хирургия, реанимация, родовспоможение, гематология, онкология [3-5].

В связи с этим, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с Федеральным медико-биологическое агентством России с 2008 г. приступило к реализации программы развития службы крови в стране. Особое значение в данном документе отводится совершенствованию донорства, которое, как отмечено в исследованиях Н.И. Афонина (2004), О.В. Гришиной (2009), «должно рассматриваться как гражданский долг и моральная обязанность здоровых людей по отношению к больным», а эффективное использование имеющегося донорского контингента и ориентация его на реальные потребности региона должна иметь значение для удовлетворения потребности лечебно-профилактических учреждений кровью и гемотрансфузионными средами [6,7].

Цель исследования: разработать подходы по совершенствованию методик для формирования информационной базы единого реестра донорских кадров.

Материалы и методы исследования. Проведен социологический опрос 396 доноров и 120 потенциальных доноров, проживающих в г. Йошкар-Ола Республики Марий Эл, по специально разработанной нами анкете, включавшей 33 вопросов, объединенных в несколько блоков: общие сведения о респонденте, характеристика социального положения, знания и источники информации о донорстве, отношение администрации к участию в донорском движении, оценка донорами качества медицинского обслуживания и блок вопросов о мотивации к донации. Политика Международной организации здравоохранения, Евросоюза, Международной организации Красного Креста и Международного Общества по переливанию крови предполагает заготовку крови только от безвозмездных доноров, во многих развитых станах запрещено какое-либо материальное вознаграждение донора. В настоящее время доноров, принадлежащих к категории «безвозмездных» можно лишь условно причислить к этой категории, так как они получают материальную компенсацию в виде денег на питание, оплачиваемых дней отдыха, дополнительных социальных льгот, установленных в отдельных регионах. С целью определения значимости материальных факторов для мотивации различных групп доноров проводилось дополнительное анкетирование по специально нами разработанной экспресс анкеты, состоящей из 6 вопросов. Социологический опрос проводили специально подготовленные специалисты сестринского дела с информированного согласия респондентов и соблюдением этических норм.

Для анализа результатов анкетирования была разработана многофункциональная программа, которая позволяла не только получать общее число ответов на каждый вопрос, но и произвольно группировать требуемые параметры, что значительно сокращало время получения результатов.

Результаты и их интерпретация. Результаты социологического исследования показали, что по гендерному составу респондентов преобладали мужчины (57,6 %), средний возраст – 32,4±2,3 года. Большинство (69,3 %) опрошенных имели высшее (31,4±2,3 %) и средне-специальное образование (37,9±2,4 %).

Донороспособность населения – показатель, характеризующий количество лиц, способных сдать кровь и не имеющих противопоказаний к донорству. По данным Медицинского информационно-аналитического центра Министерства здравоохранения РМЭ численность населения республики в 2011 г. составляла 695 482 человек из них 62,7 % – лица трудоспособного возраста. В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.09.2001 г. № 364 «Об утверждении порядка медицинского обследования донора крови и её компонентов» [8] дача крови возможна по достижению 18 лет, то есть все трудоспособное население региона старше 18 лет можно отнести к группе потенциальных доноров. Однако, по данным Единого донорского центра республики, число лиц, имеющих абсолютный медицинский отвод от кроводачи из-за опасности для реципиента, составляло 49 926 человек, что уменьшало численность донороспособного населения до 385 956 человек, но даже эта цифра свидетельствует о превышении в 56 раз существующей потребности региональной службы крови в донорах.

Доля доноров, сдавших кровь в стационарных условиях, в г. Йошкар-Оле в 2011 г. была равна 75,7 %, доля доноров сдавших кровь в районах республики, при проведении выездных «Дней донора» – 24,3 %. Тогда как население трудоспособного возраста, проживающее в г. Йошкар-Оле составляет только 38,1 % в общей структуре населения трудоспособного возраста.           

За последние десять лет изменился качественный состав доноров. Если в начале двухтысячных годов преобладали безработные, и сдача крови для них была одним из источников доходов, то в настоящее время, неработающие доноры составили всего 3,8±0,9%. По социальному положению доноры представлены рабочими, служащими, военнослужащими, руководителями и владельцами бизнеса, соответственно из 100 опрошенных 36,3%; 35,8%; 20,5%; 6,9%; 0,5%. Обращает на себя внимание две последние группы доноров. С переходом государственных предприятий в частные структуры в настоящее время достаточно часто возникают ситуации осознанного препятствия работодателей участию сотрудников в донорском движении, что приводит к оттоку донорского контингента. Вовлечение в проблемы регионального здравоохранения руководителей и работодателей, то есть лиц, от которых зависит заинтересованность коллектива в донорском движении, очень важна, кроме этого личный пример руководителя может быть использован как своеобразный метод агитации сотрудников учреждения.

Анализ результатов возрастного состава респондентов показал, что большую часть (61,5 на 100 опрошенных) составляет группа доноров возрастного диапазона 31 – 40 лет (табл. 1). Доноров этого возраста достоверно больше, чем доноров моложе 31 года (p<0,05) и доноров старше 41 года (p<0,01).

Таблица 1. Распределение доноров по возрасту и частоте донаций, %

 Таблица 1. Распределение доноров по возрасту и частоте донаций, %

Как видно из табл. 1, самой малочисленной группой являются доноры возрастной категории 18 – 20 лет. Среди причин, объясняющих редкие кроводачи, молодые доноры в 4 раза чаще, чем доноры в возрасте 31–40 лет, указывали на отсутствие мотивации (p<0,01). Не привлекает их и размер денежной компенсации на питание, которая составляет всего 130 руб.

С целью определения информированности о потребности в донорской крови и возможности выполнения донорской функции было проведено анкетирование в группах потенциальных доноров. В исследовании участвовали 120 человек: учащиеся СУЗов, ВУЗов, работающее население.

Средний возраст опрошенных составил 31,8±0,7 года, женщин было 54,7±4,1 %, мужчин – 45,3±4,0 %. Ни один из опрошенных никогда не участвовал в кроводачах, но все знали о том, что донорская кровь необходима пациентам лечебно-профилактических учреждений для восстановления их здоровья, а порой – сохранения жизни. Большая часть (70,7 %) респондентов выразили готовность к даче крови. Доля лиц не готовых стать донорами значимо больше среди респондентов старше 31 года – 23,4 %, по сравнению с возрастной группой от 18 до 30 лет – 8,2 % (p<0,05). Все опрошенные знали о том, что к кроводаче надо готовиться. На вопрос о том, «где осуществляется забор крови у доноров», только 8,6±2,9 из 100 респондентов ответили «не знаю». Остальные, не только называли места забора крови, но и точно называли адрес выездных пунктов и Республиканской станции переливания крови, что говорит о хорошей организации информационной работы с населением в регионе. На вопрос о том, из каких источников доноры получают информацию, наиболее часто назывались знакомые и друзья, коллеги по работе, медицинские работники телепередачи, публикации в газетах и журналах, интернет соответственно 21,2; 21,3; 20,3; 17,2; 8,9; 3,7 из 100 опрошенных.

Для проведения агитационной работы очень важно было выяснить, что побуждает граждан первый раз дать кровь и зависит ли от первичной причины частота повторных донаций, особенно в отношении людей, ставших донорами «поневоле» – родственники доноров. Наиболее частыми ответами были: «гуманные чувства и желание помочь больным людям», «болезнь близких», «интерес к вопросам донорства, желание попробовать дать кровь», «желание бесплатно проверить свое здоровье», соответственно 33,3±1,9; 23,7±1,7; 16,4±1,5; 15,6±1,5 из 100 опрошенных. Только 6,3±0,9 из 100 опрошенных респондентов назвали материальную заинтересованность от кроводачи и это притом, что только каждый четвертый респондент имел денежный доход в месяц в среднем на одного члена семьи от 5 до 10 тыс. руб.

Сохранение донорских кадров – неотъемлемая часть обеспечения безопасных и достаточных запасов донорской крови в регионе. Одним из ведущих факторов сохранения донорского контингента является удовлетворенность работой службы крови. Результаты оценки донорами уровня медицинского обслуживания на Республиканской станции переливания крови и выездном пункте забора крови показали, что 62,1±2,4 из 100 опрошенных считает его высоким. В тоже время, по мнению респондентов, для улучшения работы необходимо обратить внимание на вопросы пропаганды донорства как важного инструмента для формирования положительной мотивации на повторную кроводачу, внимательность и вежливость со стороны сотрудников, соответственно 35,4±2,4; 4,0±0,9; 8,1±1,4 из 100 опрошенных.

Как положительное следует отметить, что не потеряло своей значимости присвоение звания «Почетный донор России», которое является одновременно и моральным, и материальным методом стимулирования. Каждый третий респондент отметил, что моральное стимулирование по результатам дачи крови для него важнее материального.

Это мнение высказали 54,5 из 100 респондентов возрастной категории 41 – 50 лет и 43,6 – в возрасте 18 – 20 лет.

Если доноры в возрасте 41 – 50 лет – это люди, воспитанные на гражданском долге по отношению к обществу и с гуманистическими взглядами на жизнь, то доноры младшей возрастной группы – это люди, воспитанные в других традициях и настоящее время диктует им совершенно иные взаимоотношения в обществе, основанные на конкурентности, рыночных отношениях. На первый взгляд, казалось бы, молодежь не заинтересована в безвозмездной помощи членам общества, но нельзя забывать и о психологических особенностях данной возрастной группы: стремление к самовыражению, самореализации, острая потребность в получении признания, одобрения со стороны окружающих. Именно эта возрастная группа наиболее интересна для службы крови, поскольку начав давать кровь в этом возрасте и поняв, что эта процедура безопасна, а во многих отношениях и полезна, они могут стать надежной опорой службы крови, а регулярное и обязательное медико-лабораторное обследование перед дотацией, научит их бережно относиться к своему здоровью. Очень важно выработать у молодежи понимание того, что донорство – это не подвиг, не способ заработать, а право и долг любого взрослого здорового человека помочь ближнему.

Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют заключить, что социально-гигиенический «портрет» донора в Республике Марий Эл представлен лицами всех возрастных групп и различного социального положения. По большей части – это мужчины в возрасте 31-40 лет, работающие на промышленных предприятиях. Мотивационными предпочтениями в поддержку донорского движения и дачи крови у населения республики остаются моральные стимулы не зависимо от материального благополучия семьи. Социологический опрос позволяет расширить информационную базу о донорах и определить подходы по совершенствованию службы крови в регионе.

Список использованных источников:

  1. Афонин Н.И. Донорство в Российской Федерации// Здравоохранение и медтехника. – 2004. – № 5. – С. 12–13.
  2. Гришина О.В. Опыт и перспективы государственного регулирования проблем донорства крови// Трансфузиология. – 2009. – № 3–4 (т. 10). – С. 4–10.
  3. Коденев А.Т. Совершенствование клинической и производственной работы станции переливания крови: Автореф. дис. … канд. мед. наук. – М., 2010. – 25c.
  4. Мурузов В.Х. Оптимизация управления региональным здравоохранением на основе системного мониторинга и многоуровневого моделирования: Автореф. дис. … канд. мед. наук. – Воронеж. – 2009. – 27 с.
  5. Попкова Н.Г. Проблемы оптимизации деятельности службы крови// Здравоохранение Российской Федерации – 2007. – № 2 – С.22–24.
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 2008г. №465, Москва «О финансовом обеспечении в 2008 г. за счет ассигнований федерального бюджета мероприятий по развитию службы крови»// Российская газета. – 2008. – 28 июня. – С.4–6.
  7. Приказ министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2008г. № 312н «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июня 2008 г. № 465 Москва «О финансовом обеспечении в 2008 г. за счет ассигнований федерального бюджета мероприятий по развитию службы крови»// Российская газета. – 2008. – 6 августа. – С. 3–5.
  8. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.09.2001г. № 364 «Об утверждении Порядка медицинского обследования донора крови и её компонентов» (в редакции Приказов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.04.2008 №175н, от 06.06. 2008 № 261н).
  9. Сидоров С.К., Караваев А.В., Шестаков Е.А., Мадзаев С.Р. Служба крови: количество и качество// Трансфузиология. – 2012. – № 2(т. 13). – С. 50–56.
  10. Уйба В.В. Программа развития - исторический шанс для службы крови// Трансфузиология. – 2012. – № 2 (т. 13). – С. 4–13.