Сывороточные иммуноглобулины в дифференциальной диагностике сальмонеллёзного и острого алкогольного гастроэнтеритов

Тверская государственная медицинская академия

Введение. Алкоголь является главной причиной заболеваемости и смертности в мире [8]. Хроническое потребление алкоголя является серьёзной клинической и экономической проблемой. Большая часть внутренней медицинской патологии связана с хроническим алкоголизмом. Более 50% всех дорожных происшествий с тяжёлыми травмами также обусловлены употреблением алкоголя. Пациенты, которые являются хронически злоупотребляющими алкоголем, находятся на госпитализации дольше и имеют существенно более высокую постоперационную летальность [5].

Общественное мнение в Великобритании относит сальмонеллез к числу опасных заболеваний [7]. Важно помнить то, что причины для господства Enteritidis среди людей недостаточно понятны и возможно, что другой серовар мог приобрести подобные свойства и может занять освободившуюся нишу после уничтожения Enteritidis. Отсюда исследование клинико-патогенетических аспектов сальмонеллёза представляет несомненный интерес [6].

Общим для воздействия на организм человека алкоголя и сальмонеллёзной инфекции является то, что оба эти фактора могут приводить к поражению пищеварительной системы. Главным отличием сальмонеллёзного и алкогольного гастроэнтеритов, является то, что причина жидкого стула при остром алкогольном гастроэнтерите - повышение проницаемости мембран энтероцитов, вероятно, за счёт растворения её липидных компонентов этанолом и продуктами его метаболизма, а не воздействия бактериальных энтеротоксинов. Определение причинного фактора в развитии острого гастроэнтерита определяет тактику лечения (антибактериальные препараты или средства, стабилизирующие мембраны энтероцитов за счёт нормализации обмена липидов).

Ранее было показано [1], что в большинстве случаев клинические и обычные лабораторные признаки не являются значимыми при дифференциальной диагностике сальмонеллёзного и острого алкогольного гастроэнтеритов. Необходим поиск новых или иных подходов для дифференциальной диагностики данных патологических состояний.

Цель исследования. Определение дифференциально-диагностической значимости определения уровня сывороточных иммуноглобулинов для разграничения сальмонеллёзного и острого алкогольного гастроэнтеритов.

Материалы и методы. Содержание иммуноглобулинов основных классов было исследовано методом турбидометрии у 50 здоровых лиц, 50 больных гастроэнтеритическим вариантом гастроинтестинальной формы сальмонеллёза средней тяжести, вызванной S. Enteritidis не злоупотребляющих алкоголем [2] и 30 больных неинфекционный гастроэнтеритом [3], связанным с токсическим действием алкоголя (острым алкогольным гастроэнтеритом) [4]. Предварительно были определены дифференциально диагностические возможности лейкоцитарной формулы крови у 100 больных обеих групп. Больные острым алкогольным гастроэнтеритом поступали в стационар после значительной алкогольной нагрузки. Все обследованные лица были в возрасте от 20 до 60 лет.

Средний возраст больных сравниваемых групп был близким. Так, у больных сальмонеллёзным гастроэнтеритом средний возраст составил 34,3±2,3 года, у больных острым алкогольным гастроэнтеритом – 37,3±1,5 года. Большинство обследованных лиц во всех группах составляли лица мужского пола. Все показатели пациентов проверялись на предмет выявления эмпирических функций их распределения и соответствие этих функций нормальной функции распределения (функция Гаусса). Для этой процедуры применялся критерий согласия Шапиро-Уилка, который применим при небольшом количестве измерений (n<50). Сравнение групп проводилось для нормально распределённых показателей применялся t-критерий Стьюдента. Статистическую обработку проводили на персональном компьютере с использованием программ Microsoft Excel и Biostat.

Результаты и их обсуждение. Прежде, чем приступить к исследованию диагностических возможностей содержания сывороточных иммуноглобулинов, представляет интерес изучение особенностей показателей лейкоцитарной формулы клинического анализа крови, которых входит в клинический минимум при обследовании любого больного.

Анализ показателей лейкоцитарной формулы выявил (табл. 1), что у больных сальмонеллёзным гастроэнтеритом по сравнению со здоровыми лицами наблюдается достоверно более низкое процентное содержание эозинофилов, лимфоцитов, но более высокий уровень палочкоядерных нейтрофилов и скорости оседания эритроцитов (СОЭ).

Между остальными показателями лейкоцитарной формулы у больных сальмонеллёзным гастроэнтеритом и здоровых лиц разницы не обнаружено.

Содержание лейкоцитов у больных острым алкогольным гастроэнтеритом оказалось ниже, чем у здоровых лиц. Однако разница оказалась недостоверной (Р>0,05). Относительное содержание эозинофилов и уровень СОЭ у пациентов с острым алкогольным гастроэнтеритом было достоверно выше, чем у здоровых лиц. Процентное содержание палочкоядерных, сегментоядерных нейтрофилов, моноцитов у больных незначительно превышало аналогичные показатели у здоровых лиц (P<0,05).

Следовательно, иммунологические реакции при сальмонеллёзном и остром алкогольном гастроэнтеритах имеют разнонаправленный характер. При сальмонеллёзном гастроэнтерите наблюдается эозинопения, палочкоядерный сдвиг влево, а при остром алкогольном гастроэнтерите – лимфопения и эозинофилия.

Таблица 1. Показатели лейкоцитарной формулы крови у здоровых лиц, больных сальмонеллёзным и острым алкогольным гастроэнтеритами

Таблица 1. Показатели лейкоцитарной формулы крови у здоровых лиц, больных сальмонеллёзным и острым алкогольным гастроэнтеритами

Примечаниz: здесь и далее P1- достоверность различий между больными сальмонеллёзным гастроэнтеритом и здоровыми лицами; P2 – достоверность различий между больными сальмонеллёзным гастроэнтеритом и острым алкогольным гастроэнтеритом; * -достоверное отличие показателей лейкоцитарной формулы у больных острым алкогольным гастроэнтеритом и здоровых лиц (1-P<0,05, 2-P<0,01, 3-P<0,001).

Больные сальмонеллёзным гастроэнтеритом в целом отличались от больных острым алкогольным гастроэнтеритом более низким содержанием в сыворотке крови эозинофилов и значительно более высоким палочкоядерных нейтрофилов, что может быть следствием влияния бактериальной инфекции.

Коэффициент сходства (отношение достоверно неразличимых показателей лабораторных тестов к их общему количеству) между группой больных сальмонеллёзным и острым алкогольным гастроэнтеритами был равен 0,71. Столь высокий коэффициент сходства не позволяет чётко определить, что имеется у больного сальмонеллёзный или острый алкогольный гастроэнтерит и требует проведения дальнейших исследований в этом направлении.

Изучение дифференциально-диагностической значимости определения уровня сывороточных иммуноглобулинов для разграничения сальмонеллёзного и острого алкогольного гастроэнтеритов показало, что содержание иммуноглобулинов сыворотки крови у больных сальмонеллёзным гастроэнтеритом оказалось достоверно выше, чем у здоровых лиц (табл. 2). В большей степени возрастал уровень IgG и IgM (P<0,001). Содержание IgA у больных сальмонеллёзным гастроэнтеритом было выше, чем у здоровых лиц, но не столь заметно, как иммуноглобулина М и G.

Уровень сывороточных иммуноглобулинов G и A у больных острым алкогольным гастроэнтеритом оказался достоверно выше, чем у здоровых лиц. Однако содержание IgM было близким, то есть, достоверно не различалось.

Таблица 2. Содержание сывороточных иммуноглобулинов G, A и М у здоровых лиц, больных сальмонеллёзным и острым алкогольным гастроэнтеритами

Таблица 2. Содержание сывороточных иммуноглобулинов G, A и М у здоровых лиц, больных сальмонеллёзным и острым алкогольным гастроэнтеритами

При сравнении количественного содержания иммуноглобулинов сыворотки крови у больных сальмонеллёзным гастроэнтеритом и пациентов с острым алкогольным гастроэнтеритом было установлено, что отсутствовали достоверные различия по уровню иммуноглобулинов G и A. Напротив, содержание иммуноглобулина М у больных сальмонеллёзным гастроэнтеритом оказалось в 2 раза выше, чем у пациентов с острым алкогольным гастроэнтеритом.

Высокое содержание IgG (антитоксические антитела) в сыворотке крови больных как сальмонеллёзным гастроэнтеритом, так и больных острым алкогольным гастроэнтеритом может быть обусловлено бактериальной или алкогольной интоксикацией. Значительное превышение уровня IgM (антибактериальные антитела) у больных сальмонеллёзным гастроэнтеритом по сравнению со здоровыми лицами и больными острым алкогольным гастроэнтеритом, скорее всего, связано с необходимостью борьбы с инфекционным агентом в виде сальмонеллёзных бактерий. Нормальные показатели IgM у больных острым алкогольным гастроэнтеритом показывают отсутствие необходимости синтеза антибактериальных антител, поскольку причина гастроэнтерита иная.

Коэффициент сходства (отношение достоверно неразличимых показателей лабораторных тестов к их общему количеству) между группой больных сальмонеллёзным и острым алкогольным гастроэнтеритами был равен 0,66. Однако необходимо продолжить поиск тестов для более высокой эффективности дифференциальной диагностики данных патологических состояний с коэффициентом сходства, который стремится к нулю.

Заключение. Исследование уровня сывороточных иммуноглобулинов для дифференциальной диагностики сальмонеллёзного и острого алкогольного гастроэнтеритов может быть полезным. Предложен способ дифференциальной диагностики сальмонеллёзного и алкогольного гастроэнтеритов, где при значениях иммуноглобулина М ниже 1,4 г/л диагностируют алкогольный гастроэнтерит, а при значениях выше 1,60 г/л- сальмонеллёзный гастроэнтерит.

Список использованных источников:

1. Макаров П.В., Макаров В.К., Стариков С.В. Оценка значимости клинико-лабораторных данных в дифференциальной диагностике сальмонеллёзного и острого алкогольного гастроэнтеритов// Врач-аспирант. – 2014. - 4 (65). – с. 35-40.

2. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем, X пересмотр. – Женева: ВОЗ. - 1995. – Т. 1, ч. 1. – С. 104.

3. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем, X пересмотр. – Женева: ВОЗ. - 1995. – Т. 1, ч. 1. – С. 587.

4. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем, X пересмотр. – Женева: ВОЗ. - 1995. – Т. 1, ч. 2. – С. 337.

5. Breuer J.P., Neumann T., Heinz A., Kox W.J., Spies C. The alcoholic patient in the daily routine // Wien Klin Wochenschr. 2003 Sep 30; 115 (17-18): 618-633.

6. Cogan T.A., Humphrey T.J. The rise and fall of Salmonella Enteritidis in the UK // J. Appl. Microbiol. – 2003. – N. 94. – P. 114-119.

7. Kirk S.F., Greenwood D., Cade J.E., Pearman A.D. Public perception of a range of potential food risks in the United Kingdom // Аppetite. 2002. – V.38. - N.3. – P.189-197.

8. Early-phase alcoholic liver disease: an update on animal models, pathology, and pathogenesis / S. Ramaiah, C. Rivera, G. Arteel // Int. J. Toxicol. – 2004. – V. 23, N 4. – P. 217-231.